Первое знакомство Романовых с парижской новинкой братьев Люмьер состоялось в Петергофском Большом дворце.
История кино в России, как известно, началась вечером 4 мая 1896 года, когда в театре «Аквариум» показали программу короткометражных фильмов братьев Люмьер. Слухи о курьезном развлечении («живая фотография») достигли и Зимнего. Однако первая встреча императора с парижской новинкой (если не считать московских съемок коронации) произошла в его загородной резиденции в Петергофе. И показывал царю свое изобретение не кто иной, как сам господин Люмьер! Правда, неясно, кто именно из знаменитых братьев – Луи или Огюст...
В дневнике Николая II мы находим записи, скупо упоминающие об этом показе и о том, как проводил день 13 июля 1896 года русский царь. В ту субботу, как пишет император, «...пришлось много читать. День стоял дивный, гулял в Александрии, пока Аликс каталась. Завтракали у Мама с д. Алексеем, Альбером, его двумя сестрами и Тинхен. В первый раз удалось испробовать собственный электрический катер при полном штиле. Купался в море. После чаю читал и ездил на велосипеде. Обедали у Мама и в 10 часов поехали в Большой дворец, где показывались движущиеся фотографии (кинематограф)».
Никаких комментариев по поводу «живых картинок» Николай II, сам заядлый фотограф, не оставил. Впоследствии, правда, российский монарх нелестно отзывался о кинематографе как о «пустом» и «вредном» развлечении, отказываясь ставить «этот балаганный промысел вровень с искусством».
Так кто же вместе с царем впервые смотрел кино в Петергофе?
Сенсационные подробности этого показа удалось обнаружить в камер-фурьерском журнале, в котором педантично по часам фиксировалась вся жизнь августейшего семейства. Вот как царь провел субботу, 13 июля, 1896 года (публикуется в точном соответствии с оригиналом):
«После утренней прогулки Государь Император изволил принимать с докладом: Великого Князя Алексия Александровича, Члена Государственного совета Графа Палена, Военного Министра Ванновского и Управляющаго Министерством Императорского Двора Барона Фредерикса; имел честь представляться Его Величеству Российский Посланник в Белграде в звании Камергера Барон Розен.
В разное время дня Их величества изволили прогуливаться и в 8 часов выезд имели к Государыне Императрице Марии Феодоровне и у Ея Величества кушали за обеденным столом.
В 10 часов вечера Государь Император и Государыни Императрицы с Великим Князем Михаилом Александровичем и Великою Княжною Ольгою Александровною выезд имели в Большой Петергофский Дворец, где изволили смотреть живую фотографию под названием Кинематограф, представляемую приглашенным для сего французским подданным Люмьером в Петровском зале.
К 10 часам собрались в Большой Дворец: Великий Князь Михаил Николаевич, Великий князь Георгий Михайлович, Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Сергий Михайлович, Принц Александр Петрович, Принцесса Евгения Максимилиановна и приглашенные Особы, проживающие в Петергофских Дворцовых зданиях. Во время антракта в Белом зале и Статс-Дамской комнате Особам подавался чай и мороженое».
Итак, вечером 13 июля 1896 года в Петровском зале Петергофского дворца семейство Романовых собралось, чтобы ознакомиться с новинкой, о которой писали газеты. Год назад в День российского кино к 150-летию со дня рождения Огюста Люмьера, возле екатеринбургского кинотеатра «Космос» открыли памятник братьям Люмьер каслинского скульптора Дианы Косыгиной. Знал ли, представляя русскому царю кино в Петергофе, один из братьев Люмьер, что спустя век памятник ему окажется неподалеку от того места, где погибли венценосные зрители той премьеры?