История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Материалы к XXII фестивалю "Новое польское кино" 12-19 апреля 2013 года  

ПОЛЬСКОЕ КИНО 2012-2013: ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Польский жанр

За прошедший 21 год, когда проходит наш фестиваль Нового Польского Кино, было показано множество фильмов самой разной тематики и жанров. Но приоритет обычно имели фильмы крупных мастеров авторского кино, ленты, победившие на международных и внутренних польских фестивалях. Тем временем в польском кино всегда был высок уровень жанрового кино, в котором не чурались работать ведущие режиссеры и актеры страны. Именно эти фильмы чаще всего закупались и для советского проката.

В июле прошлого года скончался один из выдающихся актеров польской киношколы Анджей Лапицкий, в январе нынешнего - не менее знаменитая Люцина Винницка. И в том, и в другом случае российские средства массовой информации не проронили не слова по этому поводу. Хотя эти актеры хорошо известны нашему зрителю по фильмам 60-70-х годов, нынешние посетители кинозалов имеют весьма смутное представление о польском кино вообще. Люцина Винницка, снимавшаяся в шедеврах Ежи Кавалеровича ("Поезд", "Мать Иоанна от ангелов"), фильмах Иштвана Сабо и Кшиштофа Занусси, могла сняться и в костюмной мелодраме ("Дневник пани Ганки") или популярном телесериале ("Ставка больше, чем жизнь"). Анджей Лапицкий, снимавшийся во многих фильмах Анджея Вайды и Тадеуша Конвицкого, параллельно мог появляться в детективах ("Где третий король"), комедиях ("Лекарство от любви"), фильмах ужаса ("Мир ужаса"). Великий актер Збигнев Цибульский после шедевров Вайды и Войчеха Хаса мог сниматься как в криминальном жанре(" Преступник оставляет след"), так и в комедийном фарсе ("Итальянец в Варшаве").

В польском кино 60-70-х годов сложилась целая плеяда мастеров, успешно работавших в жанровом кинематографе, причем лучшие их работы непременно показывались в советском кинопрокате: Тадеуш Хмелевский ("Ева хочет спать"), Станислав Ленартович ("Дневник пани Ганки"), Станислав Барея ("Жена для австралийца"), Леонард Бучковский ("Марыся и Наполеон"), Сильвестр Хенчиньский ("Только погибший ответит"), Роман Залуский ("Анатомия любви") и др. Крупнейший мастер жанрового кино Ежи Гоффман с одинаковым успехом снимал криминальную комедию ("Гангстеры и филантропы"), вестерн ("Закон и кулак", оба фильма - вместе с Э.Скужевским), мелодрамы ("Прокаженная", "Знахарь"), экранизации исторических романов Генрика Сенкевича. Крупный режиссер Януш Маевский успешно работал как в авторском кино("Заколдованные участки"), так и в жанровом - детективе("Дело Горгоновой"), фильме ужаса ("Локис").

В 80-х годах королем жанрового кино становится Юлиуш Махульский ("Ва-банк", "Сексмиссия", "Кингсайз"), а затем польское кино исчезло с наших экранов. Хотя продолжают работать и Ю.Махульский и его последователь Яцек Бромский ("Убей меня, легавый"), общая картина польского жанрового кино даже для зрителей нашего ежегодного фестиваля представляется неясной. Программа нынешнего смотра поможет представить эту картину намного лучше, так как в этом году приоритет отдан именно жанровому кинематографу, в котором появляются все новые имена. Интересно, что в жанре предпочитают ныне дебютировать молодые режиссеры - такие как Мария Садовска ("День женщин") и Анна ВечурБлющ ("Быть как Казимеж Дейна"). Нельзя не отметить, что, как и везде в Европе, большинство кинодебютов - женские. Добавит ли это новые краски в польское жанровое кино - и предстоит решить нашим зрителям.

--В.К.--

***

По традиции петербургские зрители оценивают польские фильмы в апреле месяце, когда эти картины разделяются на два могучих потока. В первом из них выделяются лауреаты главного польского киносмотра в Гдыне, обладатели национальной премии «Орел», а также фильмы, наиболее ярко проявившие себя на крупнейших международных фестивалях. Во втором потоке задают тон лучшие кинопремьеры нового сезона, также ориентированные на последующий международный успех. Ведь впереди у них помимо фестивалей – многочисленные кинорынки, включая российские.

Но все это еще впереди, а пока 22-й фестиваль «Новое кино Польши» попытается и в прошедший 2012 год заглянуть, и познакомить зрителей с самыми свежими киноновинками, которые еще только начали определять ценностные ориентиры нового сезона. Однако в любом случае петербуржцы обязательно придут к выводу, что польское кино продолжает развиваться по восходящей. Действительно, сезон 2012 года оказался очень успешным, что подтверждают многочисленные премии, вручаемые польским фильмам по всему миру.

Возможно, я упущу что-то, но, по-моему, первый мощный аккорд прозвучал в США на фестивале «Сандэнс» в январе 2013 года, когда сразу две польские картины получили престижные награды. Премия за лучшую операторскую работу была вручена Михалу Энглерту («Нескончаемое», реж. Яцек Борцух) по итогам конкурса полнометражных игровых картин, а короткометражка «Свисток» Гжегожа Заричны поднялась еще выше за счет Гран-при жюри.

Эстафету у «Сандэнса» принял МКФ в Гетеборге, в программах которого нашлось место для шести польских картин. Не прошло и недели, как лучшие польские картины буквально хлынули в Берлин, найдя себе место во всех фестивальных секциях без исключения. Более того, они показывались и на кинорынке «Берлинале», где также пользовались большим успехом. Лично я насчитал 14 фильмов, но, судя по тому, что лежит сейчас на моем рабочем столе в виде дисков, их было больше. В итоге берлинскую премию «Тэдди» получила картина «Во имя…» Малгожаты Шумовской, а фильм «Бэби-блюз» Каси Росланец принес Польше «Хрустального медведя» секции «Поколение».

Неудивительно, что и в Гетеборге, и Берлине побывали члены Отборочной комиссии Санкт-Петербургского МКФ, которые самым внимательным образом познакомились с польской программой, сделали свои выводы, и вступили в переговоры по приглашению некоторых картин. Так что наше знакомство с новым кино Польши продолжится в сентябре.

Примечательно, что в промежутках между фестивальными показами, польские кинематографисты удостаивались наград за свою работу в фильмах зарубежных режиссеров. Так, например, премией Чешской Киноакадемии и призом чешских кинокритиков был отмечен оператор Адам Сикора, снявший блистательный нуар «В тени», который впоследствии был буквально завален «Чешскими львами» (9 наград, включая «Лучший фильм года» и «Лучшая операторская работа»).

К этому перечню хочется добавить операторскую и режиссерскую работу студента Лодзинской киношколы Лукаша Дебски, автора фильма «Дорога», отмеченную дипломом жюри Санкт-Петербургского фестиваля киношкол «Начало». Напомню, правда, что молодые польские кинематографисты увозят домой награды этого киносмотра чуть ли не ежегодно.

В процессе подготовки Дней кино Польши в Санкт-Петербурге нам как всегда помогала Ассоциация польских кинематографистов. С момента своего появления в 1966 году она делала все возможное, чтобы способствовать развитию польского кино, продвигать свои фильмы за границей и, особенно, поддерживать молодых постановщиков. С 1996 года бессменным президентом Ассоциации является давний друг нашего кинофестиваля режиссер Яцек Бромский.

Нельзя не отметить большой вклад в петербургский киносмотр и другого нашего партнера – Польского института киноискусства, который всемерно поддерживает не только кинопроизводство, но и кинообразование. Он оказывает помощь киноструктурам на регулярной основе, и вы сможете познакомиться с самыми свежими данными, приведенными в конце этого каталога.

В 2013 году к числу организаторов фестиваля «Новое кино Польши» присоединился Комитет по культуре Санкт-Петербурга, что еще раз свидетельствовало о росте интереса к польскому кино в нашем городе.

Алексей Дунаевский

 

ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ

 

«Пятое время года» / Piata pora roku

2012, Польша, цветной, 96 мин.

Режиссер Ежи Домарадский

Сценарий Наталия Прызович

Оператор Збигнев Вихлач

Музыка Ежи Сатановский

Продюсер Влодзимеж Нидерхауз

В ролях Ева Висьневска, Мариан Дзендзел, Анджей Грабовский, Агнешка

Мандат, Тереза Шмигелювна, Лешек Лихота, Гжегож Квас, Татьяна

Сосна-Сарно

 

Сюжет

Трогательная история взаимоотношений двух уже немолодых людей – вдовца Витека и вдовы Баши. После смерти мужа Баши решает поехать на море, куда ее должен отвезти Витек. Несмотря на разные характеры и жизненные ценности, спутники становятся ближе, проходя в пути через множество приключений. В их сердцах рождается новая привязанность, дающая вторую молодость. Путешествие этих людей через всю страну – отличный повод для встречи с реалиями современной Польши. Благодаря тому, что молодость героев фильма прошла в ПНР, вступление в пору зрелости продиктовало им подведение первых итогов, поэтому их выводы еще более остры и включают в себя множество нюансов.

 

Награды

Премия за главную мужскую роль (М.Дзендзел) на МКФ в Каире, номинация на премию «Орел» (М. Жарнецкий) за лучший звук.

 

Ежи Домарадский

Режиссер. Родился в 1943 году во Львове. В1970 году закончил отделение общественных наук Варшавского университета. В 1974 году окончил отделение режиссуры Лодзинской киношколы (в 1961-64-м годах учился там же на операторском отделении). В большом кино дебютировал как сорежиссер вместе с Агнешкой Холланд и Павлом Кедзерским фильмом «Кинопробы». Свой первый полнометражный игровой фильм «Бестия» («Зверь») снял по повести Льва Толстого. Далее создавал игровые, документальные, телевизионные фильмы и телеспектакли. С 1986 года живет в Сиднее, преподает в местной киношколе. В 1994-96-м годах возглавлял Товарищество Польских Кинематографистов.

 

Избранная фильмография

1978 – «Бестия»

1981 – «Большой забег» (ТВ)

1986 – «Легенда о белом коне» (Польша-США)

1987 – «Лук Эрота»

1990 – «Пораженный молнией» (Австралия)

1995 – «История Лилианы» (Австралия)

 

«Быть как Казимеж Дейна» / Byc jak Kazimierz Deyna

2013, Польша, цветной, 95 мин.

Режиссер Анна Вечур-Блющ

Сценарий Анна Вечур-Блющ, Радослав Пачоха

Оператор Томаш Наумюк

Художник Марсель Славиньский, Катажина Собанска-Стржалковска,

Катажина Левинска

Музыка Лукаш Матушык

Продюсер Кшиштоф Гредзиньский

В ролях Пшемыслав Блющ, Габриэла Мускала, Ежи Треля, Малгожата Зоха,

Марчин Корч, Камил Кулда, Матеуш Захажевский, Ядвига Грын

 

Сюжет

Казик родился в тот день, когда Казимеж Дейна забил свой знаменитый гол в матче с Португалией в 1977 году, который вывел сборную Польши в финальную студию Чемпионата мира в Аргентине. Отец Казика расценил это как знак свыше, решив, что сын станет звездой польского футбола. Однако мальчику не нравится выбор отца, он увлекается литературой, поэзией, и не хочет посвящать все время спорту. Проходят годы. Польша перестает быть социалистической. Меняется и жизнь Казика: он делает все возможное, чтобы найти свой собственный путь.

 

Награды

Гран-при «Большой Янтарь» на Кошалинском фестивале кинодебютов «Молодежь и кино», Кошалин, 2012 – «за ум, тепло и иронию в рассказе о Польше»; премия «Янтарь» за операторскую работу (Т.Наумюк), Кошалин, 2012; премия «Янтарь» за женскую роль (Г.Мускала), Кошалин, 2012.

 

Анна Вечур-Блющ

Актриса и режиссер. В 1998 году окончила Театральную школу во Вроцлаве, в 2007-м – курс режиссуры в Варшавской киношколе Анджея Вайды, в 2009 году – курс маркетинга культуры в Институте международных отношений Варшавского университета. В 2012 году получила премию за режиссуру спектакля «Мизантроп» на фестивале «Два театра» в Сопоте. Сотрудничает с театром им. Моджеевской в Легнице. Этот фильм – дебют режиссера в полнометражном игровом кино.

 

«Супермаркет» / Supermarket

2012, Польша, цветной, 84 мин.

Режиссер Мачей Жак

Сценарий Мачей Жак

Оператор Ян Холубек

Художник Эва Скочковска

Музыка Мариуш Шыпура

Продюсер Мачей Жак

В ролях Миколай Вознерский, Мариан Дзендзел, Войчех Зелиньский,

Изабела Куна, Томаш Сапшик, Пшемыслав Блющ, Матеуш Яницкий,

Мачей Лучковский

 

Сюжет

Канун Нового Года. Главный герой фильма – молодой парень Химек, охранник в супермаркете. Добрый и честный, он совершенно не создан для этой работы, но вынужден смириться, так как его отчим пан Ясмински является начальником охраны магазина. Он и устроил туда Химека, не желая иметь в семье нахлебника. В связи с участившимися кражами руководство супермаркета приказало усилить бдительность. Под угрозой увольнения Ясмински идет на крайние меры и вскоре заходит за грань, втягивая за собой Химека. Дело заканчивается трагически.

 

Награды

Премия лучшему актеру в зарубежном фильме (М.Дзендзел) на кинофестивале «Золотой апельсин», Анталия, 2012.

 

Мачей Жак

Родился в Катовице в 1962 году. Окончил курс телекинорежиссуры Катовицкого университета (1987). В качестве второго режиссера участвовал в съемках фильма Юлиуша Махульского «Деньги – это не все» (2001), позднее занимался постановкой телесериалов. В большом кино дебютировал фильмом «Лавочка» по пьесе Александра Гельмана.

 

Избранная фильмография

2004 – «Лавочка»

2008 – «Ночные разговоры»

2012 – «Супермаркет»

 

«Письма к М.» / Listy do M.

2011, Польша, цветной,117 мин.

Режиссер Митя Окорн

Сценарий Марчин Бачыньский, Каролина Шаблевска

Оператор Мариан Прокоп

Художник Йоанна Качиньска, Магдалена Беджицка

Композитор: Лукаш Таргош

Продюсер: Изабела Лонпух

В ролях Мачей Штур, Рома Гасиоровска-Журавска, Томаш Кароляк,

Агнешка Дыгант, Петр Адамчик, Агнешка Вагнер, Войчех Малайкат,

Беата Тышкевич.

 

Сюжет

Радиожурналист Миколай – молодой вдовец, воспитывающий сына, который

любой ценой хотел бы найти папе новую подругу жизни. Дорис мечтает о большой «киношной» любви. Психолог Щепан – трудоголик, он все труднее переносит измены жены и отношения с бунтующей дочерью. Малгожата и Войчех – люди богатые, но их внутренне холодное супружество уже почти ничто не скрепляет. Сестра Малгожаты, Бетти, хотя и одинока, но с радостью ждет рождения сыночка... В Рождество жизни этих и других героев изменятся...

 

Награды

Премия «Бронзовый лев» на КФ в Гдыне, 2012; премия «Золотой гранат» на КФ комедийных фильмов, Любомеж, 2012.

 

Митя Окорн

Словенский режиссер. Родился в 1981 году в Крани, Словения. Дебютировал

в 2000 году документальным фильмом «Без спонсора», а в 2005 году – игровым фильмом «То тут, то там». Работает в области рекламного и телевизионного кино. С 2007 года живет и работает в Польше, участвовал в съемках ТВ-сериала «39 с половиной».

 

«Мой велосипед» / Moj rover

2012, Польша, цветной, 90 мин.

Режиссер: Петр Тжаскальский

Сценарий: Войчех Лепянка, Петр Тжаскальский

Оператор: Петр Слищковский.

Художник Войчех Жогала

Композитор Войчех Леманьский

Продюсер Павел Плючиньский, Марта Плючиньска

В ролях Михал Урбаняк, Артур Жмиевский, Кшиштоф Ходоровский,

Витольд Денбицкий, Анна Нехребецка, Петр Щепаник, Марчин

Тырол, Мария Май, Ядвига Тжаскальска.

 

Сюжет

Новый фильм П.Тжаскальского – нетипичный путеводитель по мужскому миру. Герои фильма – три представителя одной семьи, относящиеся к разным поколениям. Дед Влодек когда-то зарабатывал себе на жизнь, играя джаз, но теперь ему за 70, он живет в Лодзи и с трудом передвигается. Его сын Павел – пианист с международным признанием, живет в Берлине. 17-летний внук Влодека Мачек после развода родителей живет с матерью в Англии. Однажды им пришлось встретиться и прожить вместе несколько дней. И тут выявились все их претензии друг к другу – особенно детей к отцам. Понимают ли мужчины самих себя? Существует ли вообще мужская точка зрения?..

Фильм стал крупнейшим хитом сезона 2011-2012 и по итогам проката занял пятое место в списке самых успешных польских картин последнего 20-летия.

 

Награды

Национальная кинопремия «Орел» в категории «Открытие года» (актер М.Урбаняк); премия за сценарий на КФ в Гдыне, 2012; премия «Золотой ангел» для лучшего польского фильма на МКФ Tofifest, Торунь, 2012; премия зрительских симпатий на МКФ «Листопад», Минск. 2012; премия лучшему актера (М.Урбаняк) на КФ «Черные ночи», Таллин, 2012.

 

Петр Тжаскальский

Режиссер. Родился в 1964 году в Лодзи. В 1992 году окончил режиссерское отделение Лодзинской киношколы. С середины 1990-х годов работал на телевидении, снимая телеспектакли. В большом кино дебютировал в 2002 году фильмом «Эди», показанном в программе Санкт-Петербургского фестиваля «Новое кино Польши». В 2005 году снял фильм «Мастер» с Константином Лавроненко в главной роли. С 2004 года – член Европейской Киноакадемии. «Мой велосипед» – третий фильм режиссера.

 

«Только представь!» / Imagine

2012, Польша-Франция-Португалия, цветной, 105 мин.

Режиссер Анджей Якимовский

Сценарий: Анджей Якимовский

Оператор Адам Байерский

Художник Жоао Торрес, Эва Якимовска

Музыка Томаш Гассовский

Продюсер Анджей Якимовский, Владимир Кок, Франсуа д’Артемар

В ролях Эдвард Хогг, Александра Мария Лара, Мельхиор Деруе, Франсис

Фраппа, Жоао Лагарто, Аликс Планк, Антонио Роло, Клаудиа

Суарес.

 

Сюжет

Действие фильма происходит в лиссабонской клинике для слепых, куда прибывает незрячий преподаватель Ян. Он предлагает обитателям клиники нетрадиционные методы ориентировки в пространстве – без привычной трости, ориентируясь только по звукам. Пользуясь этим методом эхолокации, Ян передвигается настолько легко и свободно, что люди вокруг с трудом верят, что он слепой. Незрячая девушка Ева тоже отчаянно хочет научиться жить без посторонней помощи, но когда Ян берет ее на прогулку по городу, он не может объяснить ей окружающий мир... Чтобы зритель проникся чувствами незрячих, режиссер использует субъективную камеру: в кадре часто нет того, кто говорит, только лица слушающих. Это делает прослушивание фильма таким же важным, как и его просмотр.

 

Награды

Премия за лучшую режиссуру и премия зрительских симпатий на КФ в Варшаве, 2012.

 

Анджей Якимовский

Режиссер, сценарист, продюсер. Родился в 1963 году в Варшаве. Окончил философский факультет Варшавского университета и Отделение радио и телевидения университета Катовице. Член Польской Киноакадемии. После создания двух короткометражных документальных фильмов дебютировал в большом кино в 2003 году фильмом «Зажмурь глаза», отмеченным премией

за лучший дебют на КФ в Гдыне и премиями «Орел» в категориях лучший фильм года, лучшая режиссура и лучший сценарий. Второй фильм Якимвоского «Штучки» (2008), показанный и в программах нашего фестиваля, также был признан лучшим фильмом года и осыпан множеством премий на польских и международных фестивалях. «Только представь» – третий фильм режиссера.

 

 

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.