История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Материалы к фестивалю индийского кино.  

Болливуд вчера и сегодня

Термин «Болливуд» появился в англоязычной индийской прессе в конце 1970-х для обозначения киноиндустрии Бомбея (позже переименованного в Мумбаи), производящей фильмы на языке хинди. Это название соединяет в себе Бомбей и Голливуд. Многие ошибочно ставят знак равенства между Болливудом и кино Индии в целом. На самом деле, в Индии существует множество региональных центров кинопроизводства, а фильмы снимаются приблизительно на 20 языках. И хотя Болливуд является самым известным и популярным индийским кинематографом, на его студиях производится лишь около 20% от общего числа фильмов, выходящих в стране. Более того, отличительные черты Болливуда – песни и танцы, мелодраматичность, зрелищность и неправдоподобность происходящего – встречаются и в фильмах, снятых в других регионах. Таким образом, Болливуд – не только определенная киноиндустрия, но и узнаваемый стиль, который встречается в индийском кино практически повсеместно.

История Болливуда началась в 1913 году. Именно тогда вышел немой фильм «Раджа Харишчандра», ставший первым не только в Бомбее, но и во всей Индии. Конечно, индийские киноленты-первопроходцы отличались по форме и содержанию от знакомых нам болливудских картин. Однако уже в них имелись характерные для современного Болливуда черты: экстравагантный символизм и мелодраматичный сюжет.  Кроме того, уже в начале ХХ века бомбейские киностудии начали приглашать западных актеров, технических специалистов, а также заимствовать сюжеты.

Песни и танцы вошли в болливудские фильмы вместе с появлением звукового кино. Произошло это в 1931 году с выходом драмы «Свет мира». К тому времени мюзиклы стали чрезвычайно популярны на театральных подмостках Бомбея, поэтому их перенос на киноэкран был вполне органичным. В начале 1940-х годов в болливудском кино впервые появилась тема, ставшая впоследствии одной из его визитных карточек – мотив разлученной, а потом воссоединившейся семьи. Первым фильмом с таким сюжетом стала драма «Судьба» 1943 года.

В 1947 году Индия обрела независимость. Однако уже к концу пятидесятых эйфория, связанная с этим событием, обернулась разочарованием. И это нашло отражение в болливудском кинематографе. В то время вышел целый ряд фильмов, наполненных невиданным прежде в индийском кинематографе трагизмом. Прежде всего, это мелодрама «Жажда», о месте художника в алчном мире, а так же эпос «Мать Индия», который критики окрестили индийскими «Унесенными ветром».

1960-е годы считаются закатом старого Болливуда. Индийские кинематографисты постепенно отходили от канонов. Одни стали уделять больше внимания сексуальности героев (историческая мелодрама «Великий Могол», сцена с пером, которым герой щекочет свою возлюбленную, долгое время считалась самой эротичной сценой в болливудском кино), а другие сделали попытки отказаться от песен и танцев (триллер «Закон»).

1970-е прошли под лозунгом «Старый Болливуд умер, да здравствует новый Болливуд!». И этот новый Болливуд оказался рассерженным и циничным. На смену положительным героям пришли крутые парни на мотоциклах, не выпускающие сигарету изо рта, с пистолетом в кобуре и полицейским значком в кармане. Главным смыслом их существования была месть, ради которой они не останавливались ни перед чем, и даже переступали закон. Впервые такой герой появился в криминальном боевике «Затянувшаяся расплата» (1973).Через два годана экраны вышел фильм, который многие критики считают лучшей картиной в истории Болливуда. Создатели приключенческого фильма «Месть и закон» вдохновились самурайскими эпосами, а также американскими и итальянскими вестернами, прежде всего «Великолепной семеркой». В нем есть все: экшн, романтика, комедия, трагедия, бьющие через край эмоции и, как вы догадываетесь, музыка, песни и танцы.

Болливудские фильмы 1980-х отличались разнообразием. Публика одинаково тепло принимала и семейные драмы («Осознание»), и романтические комедии («Сила любви»), и фарсы («Оставьте, как есть»), не забывая, конечно, о мюзиклах («Танцор диско»).

В 1990-х годах Болливуд делает упор на романтические мюзиклы. Особой популярностью пользуются такие фильмы как «Кто я для тебя?» и «Непохищенная невеста». В то же время набирает популярность независимое кино. Например, криминальный боевик «Предательство» не только стал коммерчески сверхуспешным, но и положил начало новому жанру «мумбайский нуар». К концу десятилетия в Болливуде сформировалось движение «Параллельное кино», к которому принято относить артхаусные фильмы.

В XXIвеке Болливуд начал оказывать влияние даже на мировое кино. Традиционные индийские мотивы наиболее заметны в таких фильмах, как «Мулен Руж!» База Лурмана и «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла. Впрочем, заимствования из Голливуда носят куда более массовый характер. Индийские кинематографисты сняли свои версии таких хитов, как «В случае убийства набирайте «М», «В джазе только девушки», «Крестный отец», «Экзорцист», «Инопланетянин», «Таксист», «Красотка» и многих других.

В 2000-е годы Болливуд стал очень популярен за рубежом. Редкий международный киносмотр обходится без картины, снятой мумбайскими кинематографистами. Самой успешной, пожалуй, является мелодрама «Лагаан: Однажды в Индии» (номинация на «Оскар»), а драмы «Девдас» и «Цвет шафрана» были выдвинуты на соискание премии Британской Киноакадемии.

Среди последних тенденций можно отметить участившееся обращение Болливуда к голливудским жанрам. За последние пару лет на экраны вышли фантастический боевик «РА. Первый!», фильм ужасов «Призрак», шпионский триллер «Агент Винод». Болливуд, подобно губке, впитывает в себя новые веяния времени, но в тоже время стремится сохранить традиции. Это и делает его уникальным явлением мирового кинематографа.

 

Елена Вергизаева,

преподаватель кафедры английского языка психологического факультета СПбГУ

 

Интересные факты и немного статистики

 

- Существует устойчивый миф о том, что ежегодно в Болливуде производится около 1000 фильмов (в два раза больше, чем в Голливуде). На самом деле, речь идет об индийской киноиндустрии в целом. На долю Болливуда приходится около 150-200 фильмов в год. 

- Ежедневно кинотеатры посещают 14 миллионов индусов.

- Ежегодно в Индии продается 3,1 миллиарда билетов в кино (на 200 миллионов больше, чем в США).

- В системе Болливуда работает 6 миллионов человек.

- Доход Болливуда составляет 8-10 миллиардов долларов в год.

- Максимальное количество песен, использованных в болливудской картине – 71 («Индра Сабха», 1932).

- Самый длинный болливудский фильм – военная драма «Линия контроля» (2003). Оригинальная версия длится 4 часа 25 минут.

- Самая длинная песня, когда-либо исполнявшаяся в болливудском фильме –  

  20-минутная баллада «Преданность» из одноименного фильма 2004 года.

- Первый цветной фильм вышел в Болливуде в 1937 году.

- Коммерческого успеха добиваются всего 15-20% болливудских фильмов,

  остальные являются убыточными.

- В течение долго времени правительство Индии облагало Болливуд  

  огромными налогами – от 25 до 75%

- Некоторые кинотеатры в Индии вмещают до 2500 человек.

- Фильм «Непохищенная невеста» (1995) демонстрировался в кинотеатрах

  Мумбаи в течение 800 (!) недель. Показывается по сей день. 

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.