История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  «ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»  

Киноцентр «Родина» и Петербургская Федерация Кинопрессы представляют цикл программ «ГРАНИ МИРОВОГО КИНО» из фондов компании «Петербург-кино».

Одной из своих задач Петербургская Федерация Кинопрессы (ПФК) видит содействие кинопрокату, разнообразие которого расширит возможности зрительского выбора. В связи с этим ПФК собирается привлечь особое внимание к наиболее ярким образцам отечественного и мирового кинематографа. За многие годы работы компания «Петербург-кино» накопила богатейший кинофонд, и ПФК собирается сделать все от себя возможное, чтобы познакомить с ним современного зрителя. Программа «Грани мирового кино» наглядно продемонстрирует, что выдающиеся произведения киноискусства создаются не только за Западе, в чем нас пытается убедить кинопрокат последних 15 лет, но и на Востоке. Следует особо отметить, что это не разовая акция киноведов-энтузиастов. Показы в рамках программы «Грани мирового кино» будут проходить в киноцентре «Родина» в течение длительного времени. Первая из предлагаемых вниманию зрителей тем носит название «Мастера восточно-европейского кино». В современном кинопрокате фильмы из этого региона практически не представлены. И лишь отчасти это вызвано затяжным экономическим кризисом в большинстве восточно-европейских кинематографий. Следует учитывать, что во второй половине прошлого века именно здесь бурлил интенсивный кинопроцесс, рождались новые направления, стили и громкие имена. Кинематографисты Польши, Чехословакии и Венгрии входили в элиту мирового кино, за право первого показа их фильмов в буквальном смысле слова бились устроители крупнейших фестивалей. Польское кино 1950-х годов выдвинуло таких гигантов как А.Вайда, Е.Кавалерович, А.Мунк, а в 70-е годы здесь родилось «кино морального беспокойства», представленное такими крупными именами как К.Кеслевский, А.Холланд, Ф.Фальк. Чешская «новая волна» (И.Менцель, М.Форман, Я.Немец, др.) оказала влияние на все мировое кино. Ежегодные национальные фестивали венгерских фильмов в 1970-х годах становились событиями европейского масштаба благодаря постоянному появлению там новых работ М.Янчо, И.Сабо, З.Фабри. Яркие имена и целые направления рождались и в других европейских кинематографиях – югославской (А.Петрович, Д.Макавеев, В.Мимица), болгарской (Р.Вылчанов, Г.Дюлгеров, Х.Христов), румынской (Л.Чулей, Д.Пица, Л.Пинтилие), ГДР (Э.Гюнтер, К.Вольф, В.Кольхазе). Некоторые из лучших фильмов этих стран достигали и СССР. Однако большинство из них с тех пор не демонстрировались в наших кинотеатрах и по телевидению, не выходили на видео и DVD. Таким образом, современным зрителям предоставляется уникальная возможность – впервые познакомиться с целым рядом выдающихся произведений и имен мирового кино. Открытие этого неведомого для многих киноматерика сулит зрителям очень яркие впечатления. Показ фильмов будет предваряться вступительным словом киноведа. Все фильмы будут демонстрироваться на 35-миллиметровой пленке.
Программа «Мастера восточно-европейского кино»
Расписание показов
22 августа, пятница «КОРОТКИЙ ФИЛЬМ ОБ УБИЙСТВЕ» / Krotki film o zabijaniu 1987, Польша, цветной, 82 мин. 29 августа, вторник «КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ» / Krotki film o milosci 1988, Польша, цветной, 86 мин. Время уточняется «В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА» / Postriziny 1980, ЧССР, цветной, 99 мин. «ВЫСОКОНРАВСТВЕННАЯ НОЧЬ» / Egy erkolcsos ejszaka 1977, Венгрия, цветной, 110 мин. «БАРЫШНИ ИЗ ВИЛЬКО» / Panny z Wilka 1979, Польша-Франция, цветной, 118 мин. «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА» / Zivot je lep 1985, Югославия, цветной, 104 мин. «ЛЕПЕСТКИ, ЦВЕТЫ, ВЕНКИ» / Szirmok, viragok, koszoruk 1984, Венгрия, цветной, 102 мин. «ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ» / Vesnicko ma strediskova 1985, ЧССР, цветной, 98 мин. «ВЕНГРЫ» / Magyarok 1978, Венгрия, цветной, 107 мин. «ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА» / Barwy ochronne 1977, Польша, цветной, 106 мин. Представляем фильмы программы:
«КОРОТКИЙ ФИЛЬМ ОБ УБИЙСТВЕ» / Krotki film o zabijaniu 1987, Польша, цветной, 82 мин. сценарий: Кшиштоф Песевич, Кшиштоф Кеслевский режиссер: Кшиштоф Кеслевский оператор: Славомир Идзяк композитор: Збигнев Прейснер в ролях: Мирослав Бака, Кшиштоф Глобиш, Ян Тесарж, Збигнев Запасевич, Барбара Дзекан, Александр Беднарж, Ежи Засс, Кристина Янда, Ольгерд Лукашевич. Сюжет: Название фильма следовало бы перевести как «Короткий фильм об убивании». Молодой парень Яцек, отчаявшийся раздобыть денег, неумело долго и крайне жестоко убивает подвернувшегося под руку таксиста. Затем государственная карательная машина столь же долго, но изощренно умело и привычно убивает его самого. Моралист Кеслевский адресует библейское «Не убий», как той, так и другой стороне этой драмы. Комментарий: Кеслевский – едва ли не последний великий постановщик первого века кино. Редкий случай, когда собственный киномир режиссер создал, не покидая границ обыденной жизни и не стремясь ее преобразить. Начав творческую деятельность, как документалист, он стал одним из ведущих режиссеров «кино морального беспокойства» в Польше 1970-х годов, а завершил свой путь на взлете, создав ряд шедевров в форме философских притч. За три года 1987-89 он снял 10 телевизионных фильмов под общим названием «Декалог», каждый из которых является комментарием к библейским заповедям. Два фильма этой серии, имевших европейский кинопрокат, мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Премии: - Гран-при «Золотой лев» на Национальном кинофестивале в Гдыне в 1988 году (вместе с «Коротким фильмом о любви»). - Премия «Феликс» лучшему европейскому фильму 1988 года. - Премия жюри и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне (1988). «КОРОТКИЙ ФИЛЬМ О ЛЮБВИ» / Krotki film o milosci 1988, Польша, цветной, 86 мин. сценарий: Кшиштоф Песевич, Кшиштоф Кеслевский режиссер: Кшиштоф Кеслевский оператор: Витольд Адамек композитор: Збигнев Прейснер в ролях: Гражина Шаполовска, Олаф Любашенко, Стефания Ивиньска, Петр Махалица, Артур Барчиш. Сюжет: 19-летний почтовый служащий наблюдает в подзорную трубу за красавицей, живущей в доме напротив. Заметив это, и не разобравшись в природе чувств юноши, молодая женщина попыталась уверить его, что любовь – это лишь физическое влечение. Такая «близорукость» привыкшей к обожанию дамы приводит к самым драматическим последствиям. Комментарий: Свои короткие философские трактаты Кеслевский помещает в повседневное однообразие блочных новостроек, неотличимых на всем европейском протяжении от Парижа до Москвы. Его герои – обычные обитатели этих убогих кварталов, но одержимые теми же страстями, что и все поколения прошедших двадцати веков. И только один безмолвный герой проходит сквозь 10 серий «Декалога», как бы бросая взгляд автора на своих героев. Он так и обозначен в титрах – «прохожий». Премии: - Гран-при «Золотой лев» на Национальном кинофестивале в Гдыне 1988 года (вместе с «Коротким фильмом об убийстве»), а также призы за лучшую операторскую работу (Адамек), лучшую актрису (Шаполовска) и лучшую актрису второго плана (Стефания Ивиньска). - Специальный приз жюри МКФ в Сан-Себастьяне 1988 года, а также приз международного католического жюри. - Приз зрительских симпатий на МКФ в Сан-Паулу (1989). «В СТАРЫЕ ДОБРЫЕ ВРЕМЕНА» / Postriziny 1980, ЧССР, цветной, 99 мин. сценарий: Богумил Грабал, Иржи Менцель режиссер: Иржи Менцель оператор: Яромир Шофр композитор: Иржи Шуст в ролях: Яромир Ганзлик, Магда Вашариова, Иржи Шмитцер, Рудольф Грушински, Петр Чепек, Мирослав Донутил, Рудольф Грушински- мл., Зденек Подскальски. Сюжет: Прелестная чревоугодница Мария, недавно вышедшая замуж за местного технократа Францина, наслаждается жизнью, которую не может омрачить некоторая сухость и унылость молодого супруга. Безмятежность ее существования нарушает лишь влюбленный в нее неисправимый романтик Пепин, озорник и балагур, сыпящий направо и налево причудливыми историями про обжорливую бабу или енота-клептомана. Однако соблазнить Марию он способен лишь на то, чтобы влезть с ней на трубу пивоваренного завода. Времена романтиков прошли – побеждают рационалисты. Комментарий: С именем писателя Богумила Грабала, которого называли Кафкой и Гашеком в одном лице, связаны лучшие ленты Иржи Менцеля – яркого представителя чешской «новой волны». Фильм «Воспоминания», как он назывался в оригинале, стал «поиском утраченного времени» и для самого режиссера, скованного цепями идеологической цезуры. Вновь, как в старые добрые времена, Менцель предстает здесь как тонкий лирик, передающий неуловимые оттенки переживаний своих комичных трогательных и беззащитных героев. Ноту жизнерадостного эротизма вносит прекрасная словацкая актриса Магда Вашариова, сыгравшая здесь свою лучшую роль. Фильм был готов к выпуску в советский прокат еще в 1982 году, но по «просьбе чешских товарищей» его появление было отложено на долгие годы. Премии: - Почетный диплом на Венецианском МКФ за «юмор, вкус и жизнерадостность» в 1981 году. - Премия чехословацких кинокритиков (1981). «ВЫСОКОНРАВСТВЕННАЯ НОЧЬ» / Egy erkolcsos ejszaka 1977, Венгрия, цветной, 110 мин. сценарий: Петер Бачо, Иштван Эркень, Карой Макк режиссер: Карой Макк оператор: Янош Тот композитор: Ференц Эркель и др. в ролях: Маргит Макай, Ирэн Пшота, Карла Романелли, Дьердь Черхалми, Джорджианна Тарьян, Мари Кишш, Ильдико Кишонти, Аги Сиртеш, Андраш Амбруш, Лайош Балажович. Сюжет: Действие фильма происходит в провинциальном Колошваре в начале прошлого столетия. На Пшеничной улице после некоторого перерыва вновь открывается уютный дом под красной лампой у входа. Девушки сменяют выходные наряды на рабочую одежду, и начинается привычная ночная жизнь, к радости местных завсегдатаев. Среди обычных гостей появляется привлекательный студент Келепеи. Ему нечем заплатить за ночь любви и сострадательные дамы просто подкармливают беднягу. Со временем к нему привыкают и даже выделяют уголок в доме. Когда же мать Келепеи решила проведать своего сына, добросердечные обитатели прилагают немало усилий, чтобы превратить дом терпимости на один день в приличный пансион. Однако умудренную жизненным опытом даму трудно обмануть… Комментарий: Один из ведущих венгерских режиссеров Карой Макк завоевал мировое признание прежде всего фильмами «Любовь» (1970) и «Глядя друг на друга» (1982). Но и другие его работы (включая эту, побывавшую в конкурсе Каннского МКФ 1978 года) вызывали огромный интерес во всем мире. Прежде всего – благодаря мастерству в создании особой атмосферы и реальной социальной среды, проникновению в человеческую психологию, умелому сплаву лирики и гротеска. Сценарий этого фильма по рассказу Шандора Хуньяди создавали вместе с Макком такие разные мастера, как остросоциальный режиссер и драматург Петер Бачо и яркий писатель-сатирик Иштван Эркень. Совместными усилиями им удалось создать полотно, достойное кисти Тулуз-Лотрека. «БАРЫШНИ ИЗ ВИЛЬКО» / Panny z Wilka 1979, Польша-Франция, цветной, 118 мин. сценарий: Збигнев Каминский по рассказу Ярослава Ивашкевича режиссер: Анджей Вайда оператор: Эдвард Клосиньский композитор: Кароль Шимановский в ролях: Даниэль Ольбрыхский, Майя Коморовска, Анна Сенюк, Станислава Целиньска, Кристина Захватович, Кристин Паскаль, София Ярошевска, Збигнев Запасевич. Сюжет: Виктор Рубен после 15-летнего отсутствия возвращается в родной Вилько, где прошла его счастливая юность. Он хочет забыться, избавиться от внутренней опустошенности, вызванной Первой мировой войной. Однако спасительное путешествие в собственную юность невозможно. Смерть уже посылает Виктору свои знаки. Одним из них стала гибель его сестры, Фели, в которую Виктор был тайно влюблен. Как выяснилось, она покончила жизнь самоубийством после его отъезда. Теперь к старым ранам Виктора добавились новые. И ему не искупить свою вину перед прошлым. Комментарий: «Я никогда не был маньяком политического кино. Я люблю кино, его стихия составляет смысл моей жизни» - написал Вайда в своих воспоминаниях. После грандиозного скандала в связи с «Человеком из мрамора» (1977) он взялся за сюжет, «далекий от каких бы то ни было политических аллюзий». Для этого режиссер вновь, после «Березняка» (1970) обратился к творчеству классика современной польской литературы Ярослава Ивашкевича. Действие фильма происходит в Польше в 1929 году. Он весь строится на недоговоренностях, рефлексиях героев, погруженных в полузабытье в отгороженном от остального мира тихом и печальном уголке. Как будто остановилось время – и перед нами бунинская усадьба начала ХХ века. Однако над всем этим «заповедником чувств» явственно слышны раскаты грядущих мировых катаклизмов. Фильм был приобретен для советского проката в 1980 году. Началась работа над его дубляжом, но в 1981 году Вайда снял фильм «Человек из железа», примкнул к «Солидарности» и был заклеймен советскими идеологическими инстанциями, как ренегат. Премии: - Специальный приз жюри на Национальном кинофестивале в Гдыне в 1980 году, а также премия за лучшее художественное решение (Аллан Старский и Мария Осецка-Куминек). - Номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший неанглоязычный фильм» (1980). «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА» / Zivot je lep 1985, Югославия, цветной, 104 мин. сценарий: Майя Драшкович, Боро Драшкович режиссер: Боро Драшкович оператор: Божидар «Бота» Николич композитор: Войислав Костич в ролях: Раде Шербеджия, Драган Николич, Соня Савич, Павле Вуйисич, Любиша Самарджич, Предраг Лакович, Тихомир Плескончич, Милан Пужич, Велимир «Бата» Живойинович, Снежана Савич. Сюжет: У маленького полустанка останавливается поезд: машинист отказывается вести состав дальше, пока ему не заплатят. Пассажиры вынуждены отправиться в привокзальную харчевню. Одни – для того, чтобы просто убить время, другие – для поисков выхода из ситуации. Столкновение самых различных персонажей заканчивается трагически, но за кадром продолжает звучать песня о том, как «жизнь прекрасна, когда ты еще не знаешь, что влюблен, когда не подозреваешь, что придет конец». Комментарий: Югославское кино всегда присутствовало в советском прокате, но вечно находилось на обочине кинопроцесса, не привлекая особого зрительского внимания. Впрочем, в наш прокат попадали зачастую не самые лучшие фильмы. В основном, это было так называемое «партизанское кино», а также редкие комедии, детективы и музыкальные ленты. Но попадались среди них и настоящие жемчужины. Фильм Боро Драшковича – наследника лучших традиций «обличительного кино» 1960-х годов (Душан Макавеев, Боштьян Хладник, Александр Петрович) – хороший тому пример, подтверждающий, что югославское кино вышло на мировой уровень задолго до появления Кустурицы. Премии: - Премия за лучшую операторскую работу (Б.Николич) на Национальном кинофестивале в Пуле в 1985 году. - Специальное почетное упоминание актерской работы Сони Савич на Венецианском МКФ 1985 года. «ЛЕПЕСТКИ, ЦВЕТЫ, ВЕНКИ» / Szirmok, viragok, koszoruk 1984, Венгрия, цветной, 102 мин. сценарий: Иштван Кардош, Ласло Лугошши режиссер: Ласло Лугошши оператор: Элемер Рагайи композитор: Дьердь Шельмеци в ролях: Дьердь Черхалми, Гражина Шаполовска, Иржи Адамира, Богуслав Линда, Петер Мальчинер, Лайош Эже, Вильмош Кун. Сюжет: Действие фильма происходит через год после подавления венгерской революции 1848-49 годов. Перед аристократией страны встает проблема выбора – подчиниться насилию и стать орудием системы, либо сохранить духовный суверенитет. Этот выбор определяет дальнейшую судьбу героев. Один из них, Корнель, став цензором, старается загладить свою вину за участие в революции, превратившись в преданного слугу режима. Другой, Ференц, понимая бессмысленность дальнейшего сопротивления, тем не менее, пытается продолжить борьбу, но попадает в сумасшедший дом, где и кончает с собой. Цветы и венки ложатся на его могилу. Комментарий: Представитель младшего поколения венгерских кинематографистов ушедшего века, Ласло Лугошши продолжает традиции «высокого уровня исторической рефлексии» в национальном киноискусстве. Процесс осмысления истории не потребовал обновления киноязыка. Фильм создан в традиционной манере, что не исключает высокого уровня мастерства во всех его элементах. Достаточно указать, что он снят одним из лучших европейских кинооператоров Элемером Рагайи. Если первая часть – картина поражения восстания – своей ритуальной символикой напоминает стиль Миклоша Янчо, то затем фильм погружает зрителя в гнетущую атмосферу политического насилия, создающую обобщенный образ системы подавления. Премии: - Специальный приз жюри «Серебряный медведь» на Берлинском МКФ 1985 года. «ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ» / Vesnicko ma strediskova 1985, ЧССР, цветной, 98 мин. сценарий: Зденек Сверак режиссер: Иржи Менцель оператор: Яромир Шофр композитор: Иржи Шуст в ролях: Янош Бан, Мариан Лабуда, Рудольф Грушински, Петр Чепек, Либуше Шафранкова, Рудольф Грушински-мл., Зденек Сверак, Йозеф Сомр, Франтишек Влачил, Ян Гартл. Сюжет: Добрый, но придурковатый сельский чудик Отик считался помощником шофера. Он постоянно попадал в нелепые ситуации, как ребенок, совершенно неприспособленный к взрослой жизни. И поэтому многие отказывались с ним работать. Когда же по приглашению некоего пражского начальника, надеявшегося обменять комнатушку в блочном доме на дачный участок, Отик уезжает в город, деревенские жители понимают, что без него нечто важное уходит из их жизни. Однако и в Праге Отик не прижился, и возвратился домой к радости односельчан. Комментарий: Самый именитый из режиссеров «пражской весны» (премия «Оскар» за дебютную ленту «Поезда под пристальным наблюдением») Иржи Менцель в отличие от других постановщиков остался на родине после событий 1968 года. Он никогда не занимался политикой, не был и остросоциальным режиссером – его всегда интересовал т.н. «маленький человек» и его чувства. После пяти лет запрета на профессию, Менцель с большим трудом набирал прежнюю высоту, почти достигнув ее только в этом фильме. Главную роль в нем он доверил на сей раз венгерскому актеру Яношу Бану. Премии: - Специальный приз жюри и премия Экуменического жюри на МКФ в Монреале (1986). - Премия за лучшее исполнение мужской роли (Бан) на Парижском МКФ в 1987 году. - Номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший неанглоязычный фильм». «ВЕНГРЫ» / Magyarok 1978, Венгрия, цветной, 107 мин. сценарий: Золтан Фабри по роману Йожефа Балажа режиссер: Золтан Фабри оператор: Дьердь Иллеш композитор: Дьердь Вукан в ролях: Габор Конч, Ева Пап, Йожеф Бихари, Шандор Сабо, Золтан Гера, Тибор Мольнар, Иштван О. Сабо, Ноэми Апор, Берталан Шолти. Сюжет: В 1943 году группа неграмотных крестьян из самой нищей области Венгрии отправилась на заработки в Германию, чтобы попытаться спасти свои голодающие семьи. Они слышали о войне, но не знали, кто такой Гитлер. На богатой ферме венгры жили рядом с бараком, где содержались пленные со всей Европы. Несмотря на крайне низкий уровень культуры, венгерские крестьяне сохранили способность сопереживать чужой беде. В то же время они потребовали уважения к своим обычаям. Однако фашисты не способны это понять, и потому, по истечении контракта, никто из батраков не захотел продлевать договор. Они вернулись домой – чтобы быть призванными на военную службу. Комментарий: Маленький человек в столкновении с фашизмом – одна из основных тем творчества Золтана Фабри. «Двадцать часов» и «Пятая печать» - выдающиеся фильмы, снятые этим замечательным художником по романам Ференца Шанты. Но если в предыдущем шедевре «Пятая печать» (1976) героями Фабри выступали скромные городские обыватели – часовщик, книготорговец и корчмарь, то в «Венграх», экранизации романа молодого писателя Й.Балажа, он вывел на сцену истории безграмотных крестьян-батраков. Премии: - Номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший неанглоязычный фильм» (1979). «ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА» / Barwy ochronne 1977, Польша, цветной, 106 мин. сценарий: Кшиштоф Занусси режиссер: Кшиштоф Занусси оператор: Эдвард Клосиньский композитор: Войцех Киляр в ролях: Петр Гарлицкий, Збигнев Запасевич, Кристин Поль-Подласки, Мариуш Дмоховский, Войцех Алаборский, Мечислав Банасик, Кристина Бигельмайер, Ядвига Колонна-Валевска, Альфред Фройденхайм. Сюжет: Летним лагерем студентов-лингвистов руководит молодой ученый, сторонник принципов доверия и партнерства в отношениях со студентами. В основе его конфликта с проректором института, необъективно относящимся к самым талантливым студентам, лежит нежелание молодого ассистента приспосабливаться, идти на компромисс с начальством. Комментарий: Дебютировав в конце 1960-х годов, Занусси за короткий период стал режиссером N 2 польского кино, потеснив таких заслуженных мэтров как Ежи Кавалерович и Войцех Хас. Если Вайда всегда оставался художником романтического склада, то Занусси с самого начала заявил себя как остросоциальный режиссер сугубо рационального склада. Его герои на протяжении всего творчества – польские интеллектуалы, терзаемые различными комплексами и рутинными обстоятельствами повседневной жизни. Но даже здесь он проявил себя как выдающийся мастер. И только в последнее время Занусси занялся исследованием вечных вопросов бытия. Премии: - Гран-при «Золотой лев» на Национальном кинофестивале в Гдыне в 1977 году, а также премия за лучшее исполнение мужской роли (Запасевич) и лучший сценарий (Занусси).

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.