История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Может ли в Петербурге появиться фестиваль круче Московского  


Председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга режиссер Евгений Татарский прокомментировал нам эту ситуацию следующим образом: "Мне кажется странным, что союз никто не поставил в известность о проведении масштабнейшего мероприятия -- а этого требует как минимум элементарная вежливость. И до тех пор, пока до меня не будет доведена информация об этом, я не собираюсь предпринимать какие-либо действия". Между тем в положении о фестивале говорится: "Московский кинофестиваль, успешно зарекомендовавший себя 40 лет назад, потерял сегодня свою исключительность... В отличие от Москвы, Петербург сегодня -- один из наиболее желанных городов для зарубежного туриста. При том, что Москва очень бурно развивается, именно Петербург остается в глазах мировой элиты средоточием российской культуры. Вот почему, на наш взгляд, было бы целесообразно создать кинофестиваль в Северной Венеции: он мог бы стать своеобразной антитезой фестивалю Венецианскому".
Получается, что Марк Рудинштейн, не успев провести фестиваль и одного раза, уже претендует на высшую фестивальную категорию -- "А". Насколько это возможно, мы спросили у вице-президента Петербургской ассоциации кинопрессы и большого знатока фестивалей Алексея Дунаевского.
-- Настоящих фестивалей класса "А" считанное количество. Де-факто таковыми являются Венецианский, Каннский, Берлинский и в Сан-Себастьяне. Но Международная ассоциация кинофестивалей, находящаяся в Париже, решила нажить денег и стала рассылать всем соответствующие бумаги, в которых предлагает заветную категорию -- за деньги или за выполнение ряда условий. Привело это к страшной девальвации категории "А", которую получил даже наш "Фестиваль Фестивалей" -- во всяком случае, я такую бумагу видел. Тот же Рудинштейн был в шаге от фестиваля класса "А", когда придумал "Фаворитов экрана". Но не провел его. Сейчас ему будет вполне достаточно Кончаловского, Петербурга и крупного, желательно иностранного спонсора.
-- Что вообще подразумевает категория "А"?
-- Там больше тридцати параметров. На первое место выводится регулярность проведения фестиваля. Дальше -- масштабность и значимость города, в котором он проходит. Такой фестиваль должен опекать очень известный человек. Мероприятию необходима инфраструктутра -- таможенная служба, печать, гарантии, предоставляемые странам, посылающим фильмы на конкурс. Сюда входит и репутация фестиваля. И еще. Мы живем в эпоху бизнеса. И ассоциацию интересует компания, которая "прикрывает" этот фестиваль, а также его юридическая составляющая. Классический кинофестиваль класса "А" родился в Каннах. И дело не в его мировом значении, а в способе проведения, ведь Каннский фестиваль лишь на 22 процента поддерживается государством. Все остальное проплачивает кинобизнес, бизнес вообще и муниципалитет города Канны.
-- То есть все, что видит простой зритель, -- звезды, кассовые, знаковые фильмы, пафосные вечеринки -- в категорию "А" не входит?
-- Простой зритель вносит понятие резонансности фестиваля. Он прекрасно понимает, что есть Канны, Берлин, Венеция, Москва. Но если он узнает, что "Кинотавр" -- тоже фестиваль класса "А", то испытает противоречивые чувства. С одной стороны -- гордость, с другой -- недоумение. Сейчас эта высшая категория нужна только фестивальным функционерам, чтобы давить на правительство, на город -- там же сидят не специалисты, они бумагам верят. О категории и "соседстве" в ней с Каннами речь заходит всякий раз, когда нужно попросить денег.
-- Вы сами как считаете -- удастся Рудинштейну провести у нас "Золотого ангела"?
-- Для Рудинштейна, с одной стороны, характерно прожектерство. Но с другой, свято место пусто не бывает, и весьма вероятно, что такой фестиваль у нас появится. Потому что местечковые фестивальчики, проходящие в нашем городе, неадекватны его статусу. Рудинштейн, кстати, ни разу не говорил об уничтожении этих фестивалей или превращении их в лилипутов при Гулливере. Он хотел сделать и "Фестиваль Фестивалей", и "Послание к человеку" -- самостоятельными смотрами внутри большого кинофестиваля. Но и Мамонтов, и Литвяков от этого отказываются. А зря, потому что нет у них должной мускулатуры.
Большой и московский, маленькие и свои
В Петербурге действительно проводится немало кинофестивалей: "Виват кино России!", "Послание к человеку", "Фестиваль Фестивалей", "Начало", "Рождественский кинофестиваль". Каждый из них претендует на статусность, заслуженность и индивидуальность. Поэтому слова Марка Рудинштейна о том, что в Питере появится МКФ с огромным бюджетом и еще более нескромными амбициями, внесло беспокойство в давно расписанную на годы и размеренную питерскую фестивальную жизнь.
Организаторы наших смотров отчаянно боятся того, что Рудинштейн, если его проект реализуется, их поглотит или как минимум затмит. Только этим можно объяснить категорическое нежелание большинства фестивальщиков говорить о СПбМКФ, Рудинштейне и прочих.

Екатерина Щербакова
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.