История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Золотая медаль родилась 28 февраля  

Золотая медаль Петербургской ассоциации кинопрессы родилась 28 февраля вместе с самой ассоциацией Отечественный контекст
Что мог получить кинематографист в награду за свои труды в советские времена? Гонорар (так называемые постановочные, выплачиваемые сверх зарплаты деньги, в зависимости от категории фильма), Ленинскую/Сталинскую/ Государственную премию СССР, Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, призы Всесоюзного кинофестиваля. Если фильм был военно-патриотический или про милицию, то авторам перепадали какие-нибудь именные часы от Министерства обороны или МВД. Кажется, все.
Новые времена породили настоящий наградной бум. Кроме Государственной теперь есть Президентская премия. Есть частные инициативы — от «Триумфа» (на деньги Бориса Березовского) до премий имени Ханжонкова (не знаю, чьи там деньги, это в Москве). Есть «Ника» и «Золотой орёл». Есть почти полсотни фестивалей, а там — кроме ассортимента официальных призов — спонсорские. Есть знаки отличия по видам/родам кино и по профессиям, а также — по видам носителей (на пленке, на видео и на ОУО), по кассовым сборам. Есть «Золотой овен» от Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Зарубежный контекст
Общеизвестно: национальные премии от общественных и профессиональных организаций («Оскар», «Сезар», БАФТА и т. д.). Наднациональная премия Европы — за лучшие достижения континентального кино (бывший «Феликс»). Награды фестивалей, которых в мире — многие сотни. Призы профессиональных гильдий.
Призы кинокритиков — от «Золотого глобуса» (ассоциация критиков, аккредитованный при Голливуде) до наград ассоциаций кинокритиков Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сан-Франциско и, может, каких-то еще городов.
Петербургский контекст-1
У нас известна Губернаторская премия за заслуги в культуре/искусстве. И есть профессиональная ленфильмовская премия «Медный всадник».
Петербургский контекст-2
Тут надо оглянуться и рассказать заинтересованному читателю, что при Союзе кинематографистов много лет существовала так называемая секция критики; последние годы ее возглавлял незабвенный Сергей Добротворский Правду сказать — жизнь тог да была гораздо менее формальной, цели были не определены, задачи неясны, но все знали: при случае — есть кому действовать. Секция прекратила свое существование с катастрофически ранней смертью своего последнего председателя в 1997 году. Заслуженные кинокритики продолжают пре бывать членами Союза кинематографистов (чем он занят всем известно); молодежь существует сама по себе.
Тем временем представлять аудитории кино по-настоящему согласны все меньше изданий. А само кино постепенно становится индустрией, в нем все больше крутится денег, наблюдается расцвет телесериалов, СМИ всех калибров и цветов хотят говорить о том, что происходит на экранах и за ними, — великая иллюзия опять заменяет жизнь.
И вот эти полчища «новых пишущих о кино» пишут, грубо говоря, черт знает что.
И публика вынуждена глотать по преимуществу именно этот, с позволения сказать, продукт.
ПАК
Этого больше терпеть нельзя, решили три человека, независимый кинокритик Владимир Кузьмин, кинообозреватель «Европы Плюс» Алексей Дунаевский и менеджер Татьяна Масленникова, сотрудничающие в журнале о кино «Ажиотаж», — и по их инициативе в нашем городе возникли Петербургская ассоциация кинопрессы (ПАК) и ее награда «Золотая медаль».
«Петербургская кинопресса призвана, — говорится в проекте декларации,—помимо всего прочего, соответствовать культурным традициям нашего города в том, что касается объективности информации, уважения к творческим поискам каждого художника, труду каждого кинематографиста, соблюдая принципы доказательности критики и литературности языка... Неоспорима роль прессы в формировании общественного мнения вокруг тех или иных кинопроизведений, поэтому немаловажная задача — привлечение внимания к истинным достижениям киноискусства...» Все предельно ясно.
С чего начать
«Ажиотаж» стал ленинской «Искрой» — коллективным агитатором и организатором. Гражданскую инициативу поддержало большинство «писателей о кино» (кто, не разобравшись, начинание, простите, облаял — наказал сам себя).
А первой акцией ПАК стало определение лучших фильмов петербургского «большого» экрана 2004 года и вручение их авторам или прокатчикам «Золотой медали». Название— в честь самого первого приза в истории мирового кино, учрежденного в 1920 году редакцией лос-анджелесского журнала PhotoPlay и вручавшегося 15 лет. Тут важны два момента. Первый — ПАК не делает различия между отечественным и зарубежным кино (Петербург — не провинциальный город, а культурная столица, имеет право). И второй — приоритет отдается художественным достоинствам фильма, а не его коммерческим успехам.
Алексей Дунаевский, большой знаток «премиальной» истории кино, говорит, что именно такое подведение итогов киносезона —традиционное начало деятельности любой подобной организации. И что столь же традиционно акция должна проходить в ресторане, в присутствии соискателей (номинатов) «Золотой медали», членов самой организации, авторитетных журналистов, У1Р-персон, любимцев публики — артистов театра и кино, других гостей.
Абсолютно так оно и случилось — в ресторане «Биеннале» кинотеатра «Мираж Сшета» в последний день зимы собрались председатель Союза кинематографистов Петербурга Евгений Татарский и его первый зам Владимир Бирюк, ректор Университета кино и телевидения Александр Белоусов и декан факультета экранных искусств Константин Ершов, директор фестиваля «Послание к Человеку» режиссер Михаил Литвяков, директор «Ленфильма» Андрей Зерцалов, режиссеры Олег Ковалов, Дмитрий Светозаров, Дмитрий Месхиев и Вячеслав Сорокин, режиссер-аниматор Константин Бронзит, актеры Наталия Фиссон, Анастасия Мельникова, Галина Бокашевская, Семен Фурман, Виктор Бычков, представители ведущих прокатных компаний и многие другие.
Почтил свои присутствие президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен. Роль заморского гостя исполнил французский актер и режиссер Мельвиль Пупо. Разумеется, присутствовал директор кинотеатра «Мираж Стета» господин Виктор Рудман (увы, со сломанной рукой). Дамы были в вечернем, джентльмены блистали остроумием.
Вел церемонию известный в городе киновед и краевед (между прочим, автор «Вечернего Петербурга») Александр Поздняков — и делал это блестяще; несколько телеканалов в своих новостях показали кроме лауреатов и господина Позднякова в смокинге и при бабочке. Дальше
Премия ПАК будет присуждаться ежегодно. Ассоциация, в которую входят сейчас около полусотни киноведов, кинокритиков, киножурналистов, киноархивистов, хочет создать сайт с форумом, организовывать различные киночествования и другие акции, а также семинары, пресс-конференции, дискуссии, мастер-классы и прочее. Все это, предполагается, сделает сам «публичный» кинопроцесс в городе более осмысленным и структурированным. Даст шанс кинопрессе — посредникам между фильмами и публикой — стать лучше.
И позволит каждому интересующемуся киноискусством зрителю найти компанию единомышленников — найти свою компанию. А это, на мой взгляд, — главное.
Ольга ШЕРВУД
10.03.2005
Вечерний Петербург

Лауреаты премии ПАК «Золотая медаль» за 2004 год
(основные номинации)
  • Лучший зарубежный фильм -- «Весна, лето, осень, зима и снова весна» Ким Ки-Дука.
  • Лучший отечественный фильм — «Свои» Дмитрия Месхиева.
  • Лучший дебют — «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой.
  • Лучшая анимация — «Алеша Попович и Тугарин Змей» Константина Бронзита.
  • Лучший неигровой фильм — «Фаренгейт, 9/11» Майкла Мура.
  • Лучшая мужская роль — Богдан Ступка, «Свои».
  • Лучшая женская роль — Скарлетт Йоханссон, «Трудности перевода» и «Девушка с жемчужной сережкой».
  • Кинособытие года в Петербурге — ретроспектива Жака Тати, организатор - Французский институт.
  • Лучшая книга о кино — V том «Новейшей истории отечественного кино», издательский дом «Сеанс».
  • Почетная премия — Дмитрию Иванееву и Евгению Абу, за многолетнее служение искусству Десятой музы.
  • Специальная премия — издательству «Амфора», за серию романов, по которым создавались знаменитые фильмы.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.