Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов), кроме всего прочего, окончил сценарный факультет ВГИКа, автор документального фильма "Гибель империи. Византийский урок", за который он был удостоен премии "Золотой орел". Ныне - наместник московского Сретенского монастыря, писатель, лауреат премии «Книга года – 2012», считает, что главная проблема современности в неверии и постоянном ожидании плохого. У него слава умного и проницательного собеседника, человека, популярного не только в церковных кругах, но и в миру, где отец Тихон (Георгий Шевкунов) активно трудится на ниве литературы, кино и массмедиа. Сегодня он – одно из самых узнаваемых лиц Русской православной церкви (РПЦ). Архимандрит Тихон востребован везде, его ждут с нетерпением, чтобы услышать слово пастыря и духовного просветителя. Он может многое объяснить и пояснить.
– Отец Тихон, вы уже известный писатель, автор книги «Несвятые святые» и другие рассказы». Нет ли желания продолжить карьеру писателя?
– Книга уже переведена на дюжину европейских языков, издана в нескольких странах. Сейчас её переводят на китайский и арабский. Впереди – перевод на японский. В России книга выдержала семь изданий. Планы творческие, конечно же, есть. Но для того, чтобы их осуществить, надо по крайней мере найти время – три месяца спокойной и отрешённой жизни, чтобы сосредоточиться над созданием текста. И при этом ничем другим не заниматься. Этих свободных месяцев у меня пока нет.
– Часто наведываетесь в Петербург?
– Хотелось бы чаще. Мы все немного комплексуем перед вашим городом. Триста с лишним лет комплексуем. Иногда очень хочется всё бросить в столице и приехать сюда. Как писал Солоухин: «Я люблю Москву, но Питер больше. Плачу, но люблю». Для меня это самый любимый город на свете.
– Насколько для вас важны встречи вне пределов храма?
– К сожалению, они происходят не так часто, как бы того хотелось, и в формате «вопросы и ответы». Они чрезвычайно важны для меня, потому что я узнаю: чем живут люди, причём люди разных поколений. В вопросах видны их сомнения, их боль, их тревоги. Диапазон вопросов очень широк: от личных, интимных, до вопросов, касающихся положения нашей страны. И хорошо, что эти вопросы задаются, потому что они и меня, как священнослужителя, заставляют думать и искать ответы.
– В одной из новелл вашей книги есть явно отрицательный персонаж по имени Августин, который нечист на руку. Представим себе ситуацию, когда вдруг этот Августин обратился к вам с просьбой стать его духовником. Как бы вы поступили, зная о его преступлениях?
– Понятие «духовник» – это совершенно особая ипостась для священника. Как я учу своих студентов? Я им объясняю, что священник обязан вместе с человеком, духовником которого он является, искать волю Божью в том, как поступать в том или ином случае. Как сохранять свою веру. Это обязанность любого священника. К нам приходят самые разные люди. В том числе и те, кто совершил страшные ошибки в жизни.
– Вы называете это ошибками, а не грехом или преступлением?
– В принципе, это одно и то же. Иногда какой-то плохой поступок очевидно можно назвать ошибкой, а иногда, конечно же, преступлением. Естественно, что священник должен сделать всё, чтобы духовно помочь любому человеку, без исключения.
– Какая книга, с вашей точки зрения, наиболее чётко и полно раскрывает душу русского человека?
– «Война и мир». Это великая книга.
– И это несмотря на сложные отношения Льва Толстого с Церковью?
– Но книга-то гениальная! Если убрать его некоторые занудные философские рассуждения, которые все обычно пропускают при чтении, понимая, что это его собственная «песочница», в которой он возится, всё остальное необычайно талантливо. Надо читать всё, что написано Толстым до романа «Воскресение», а дальше пошла уже совсем другая история. И надо читать обязательно трилогию «Детство. Отрочество. Юность», и «Казаки», и цикл «Севастопольские рассказы».
– Не могу не спросить вас об Украине…
– Для меня – это большая боль, когда наблюдаешь всё то, что происходит в братской стране. Ведь мы, по сути, один народ, люди одной веры, одна славянская семья. И представьте себе, когда в доме брат ополчается на брата, сын на отца, сосед на соседа. Нам остаётся только молиться за то, чтобы на Украине воцарился мир.
– Один из украинских священнослужителей отправился в США, чтобы просить у них оружие для якобы защиты своей страны от России…
– Если вы имеете в виду Филарета (Денисенко), то он принадлежит к раскольничьей униатской украинской церкви. И этот его поступок в любом варианте достоин осуждения.
– Мы знаем, сколь велика роль личности в мировой истории. А в истории Церкви она играет такую же роль?
– Безусловно. Возьмём, например, князя Владимира, чей юбилей мы отмечаем в нынешнем году. Грандиозная личность в истории нашего Отечества. Он ведь фактически цивилизационно изменил всю историю нашей страны. Он привил христианскую цивилизацию на Руси. Сегодня опыт жизни князя Владимира крайне поучителен, ибо он преодолел в себе тягу к разным страстям – от чувственной до жажды власти. Когда он принял в Херсонесе крещение, то оно полностью изменило его жизнь. Он осознал после этого, что есть нечто более сильное, чем просто страсти и чувства. Это сила духа. Именно эта сила изменила и его самого, и Русь. И сегодня, в условиях, когда происходит противостояние нашей страны некоторым странам, стоит помнить об этой силе. Его пример крайне важен, ибо этот путь – пример духовного становления.
– Каково ваше отношение к фильму «Левиафан»?
– Кому-то он нравится, кому-то нет. Я картину видел и принадлежу к числу тех, кому фильм не понравился. Потому что заявленная в картине связь с Книгой Иова не существует. Книга Иова – величайшее творение человеческого духа, в котором утверждается очень важная для человека идея: всё имеет свой смысл, даже то, что мы в данный момент не понимаем. Всё на свете не зря. Есть такая песня со словами «Всё на свете было не зря, не напрасно было». Вроде простенькая песенка, но со смыслом. А сам образ Иова – это воплощённый образ Христа, обращённый в вечность.
– И какое это имеет отношение к «Левиафану»?
– Да никакого. Авторы фильма просто за уши притянули эту притчу, чтобы пофилософствовать. И придать большую значимость своим творческим потугам. Что нам показывают? Нам прямым текстом говорят в фильме: вот к чему привела история нашей страны. Помните сцену на охоте с портретами лидеров? И получается, что скелет кита – это образ России. И получается, что все в фильме вырожденцы. Искусством этот фильм можно назвать точно так же, как выступление одной женской группы в храме Христа Спасителя, которое, кстати, показано в «Левиафане». Понимаю, что режиссёр выполнял какой-то социальный заказ, который существует в части общества на подобный показ окружающей нас реальности. Фильм сделан с целью провокации. Кстати, снят на наши с вами деньги. Он ровно такая же провокация, как выступление «Пусси». Те, кто им аплодировал и их приветствовал, будут аплодировать и приветствовать «Левиафана». Я даже не обсуждаю то, как в фильме показан священник, и то, как искажена роль Церкви в нашей жизни.
– Но что-то вам в фильме всё-таки понравилось?
– Мне понравился образ мэра, которого сыграл Роман Мадянов. Это персонаж сочный и правдивый. Он из нашей жизни.
– В чём, на ваш взгляд, главная проблема современной Церкви?
– Один из наших старцев мне несколько лет назад на этот же самый вопрос ответил одним словом: неверие.
– А для священника?
– То же самое. Страшно об этом говорить, потому что вера – это основа всего, это база, фундамент нашей Церкви, нашей жизни. Ведь самое главное, что должен христианин сохранить в себе, это живую веру, умножать её. Все наши многочисленные проблемы именно от неверия. Когда есть живая вера, не страшны любые испытания – ни лагеря, ни гнёт, ни давление власти. Ситуация эта существует давно. Ещё на рубеже ХIХ–ХХ веков духовные семинарии захлестнула волна революционного нигилизма. К чему это привело нашу страну, мы хорошо знаем из истории. Неверующие люди приходили в церковь причащаться. Мы прекрасно знаем таких людей. Одним из них был Володя Ульянов. Наши святые старцы не однажды говорили и в прошлом, и в настоящем: «Надо не дать погибнуть вере, сохранить её». И хорошо, что наступил в истории период, когда люди всё-таки стали возвращаться в Церковь. Для нас важно в Церкви сохранить живую связь с Богом. Если это будет, то всё будет хорошо.
– Не считаете ли вы необходимым провести некое покаяние, чтобы избавиться от тяжёлого наследия прошлого?
– Что-то вроде Нюрнбергского процесса над коммунистической идеей? Такие идеи время от времени возникают в обществе. Правда, при этом их авторы почему-то всегда обвиняют кого угодно, кроме самих себя. Не надо думать, что наши беды и испытания произошли исключительно по злой воле внешних сил. Россия сама себя в разы ослабила тем, что приняла в массовом сознании подобные идеи. За это мы заплатили многими жизнями. Но страна и народ смогли осознать пагубность этого пути. И переформатировать политику. А получается как в анекдоте – что бы ни собирали, всё равно в результате получается автомат Калашникова. Какой бы социально-политический проект не внедрялся в России, всё равно получается империя. И это нормальный путь развития страны.
– Как преодолевать жизненные трудности?
– Надо жить по христианским заповедям. Другого способа победить трудности, преодолеть разногласия между людьми я не знаю. Надо относиться к Богу как к реальному живому существу, которое бесконечно выше нас. Поэтому мы и обращаем к нему и все свои радости, и скорби. Он близок к нам. И мы должны это помнить и чувствовать. Бог есть любовь. В этом суть отношений человека с окружающим миром.
– А как же бороться с сомнениями?
– Человек должен познакомиться с самим собою. И с Богом. Скоро наступит Великий пост. И для любого верующего наступит прекрасная возможность лучше узнать самого себя. Церковь для этого и существует.
– Как вы относитесь к тому, что в стране растёт число разводов?
– Естественно, плохо. Ведь распадается до 80 процентов браков. К сожалению, человек очень изменился. Чувство ответственности его сходит на нет. Отсюда и распад семейных связей. Укореняется жизненная философия прагматизма: бери от жизни всё. И как-то при этом забывают простые ценности: любовь, ответственность, трудолюбие, терпение. Вместо этого гонка за материальными благами, забвение простых истин и заповедей. Мы это не взращиваем и не культивируем. А это задача не только Церкви, но и государства. Эта задача системная, всей государственной машины. Раньше государство этим занималось – хорошо ли, плохо ли, но занималось. Нынче люди в идеологическом смысле порою предоставлены сами себе. Сейчас сторонники демократии твердят: не трогайте нас, не воспитывайте! Пусть воспитывает семья. И это в лучшем случае. А семье-то трудно выживать. В советское время тоже были разводы.
– Что же делать?!
– Культивировать и насаждать чувства добрые. Пока государство этим не займётся, мы ситуацию не изменим. Речь ведь идёт не о насаждении государственной идеологии. У нас это невозможно по Конституции. Речь идёт не об этом, а о самохранении. Только на семью в этом деле положиться невозможно. На идеи добра должен быть ориентирован весь строй государственной жизни.
– Может быть, надо специально готовить молодое поколение к будущей семейной жизни?
– Я не большой специалист в подобных вопросах. Мне кажется, что, конечно, должна быть любовь. Но ещё и дружба должна быть. Мальчику и девочке должно быть интересно вместе, чтобы было о чём поговорить, чтобы они могли забыть вдвоём обо всём на свете. Мне кажется, что основой семейной жизни должна быть вот такая дружба. Ведь любовь может уйти, а дружба останется и скрепит семейную жизнь. И ещё, по Библии, у мужчины (или женщины) супруга должна быть помощницей (помощником).
– Вы говорите, что любовь может уйти. А сохранить любовь в семье возможно?
– Сложная это вещь – брак. Вспомните отношения Льва Толстого и Софьи Андреевны. Прав был классик: каждая несчастная семья несчастна по-своему. Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «В наше время слабые христиане спасаются в монастыре, а сильные – в семье». Любовь ведь не статичное состояние. Она всё время меняется, приобретает разные формы выражения. Это необыкновенное творчество человека.
– Какой совет вы можете дать тем, кто ещё только вступает во взрослую жизнь?
– Верить. И в Бога, и в себя. И не надо бояться жизни. В ней есть всё – и хорошее, и плохое. И вера как раз и даёт человеку возможность открыть в том, что нас окружает, светлые стороны. Мы всё время живём с ощущением того, что вот-вот – и всё станет совсем плохо. Что кризис на пороге, что доллар растёт, а рубль падает. Нам надо просто перестать бояться жизни, её трудностей.
– Как же жить, когда Бога можно встретить только в Царствии Небесном?
– Как сказал один религиозный мыслитель, если не соединиться с Богом в этой жизни, то ты не встретишь Бога в будущем. Вот из этого и надо исходить. И к этому стремиться. А Господь Бог никогда не оставит человека одного. Он всегда рядом с ним.