История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Балканские фильмы в советском прокате  

(к Программе балканских фильмов в С.-Петербурге)

Так распорядилась История, что после Второй Мировой войны Балканские государства попали в сферу влияния Советского Союза и стали называться странами народной демократии. Исключение составила лишь одна страна, в которой эта самая демократия и зародилась - Греция (мы рассматриваем лишь страны, целиком находящиеся на Балканском полуострове). Сейчас в некоторых странах бывшего социалистического лагеря называют это влияние окупацией, но нас интересует сейчас один несомненный плюс в этой ситуации, а именно - вклад в развитие национальных кинематографий. В одних случаях советские кинематографисты помогали создавать национальное производство с нуля, как в Албании, в других - помогали проектировать и строить свои киностудии, такие, как "Бояна Фильм" в Софии, и в большинстве случаев обучали национальные кадры работников кино в Москве. Так, уже в 1948 году в советских киновузах обучались 36 студентов из стран народных демократий, в том числе 24 болгарина и один албанец. Потоком потекли в эти страны советские фильмы, но в обилии закупались и фильмы местного прозводства, так что наши зрители были гораздо лучше знакомы с ними, чем с западной продукцией. СССР закупал для внутреннего проката намного больше таких фильмов, чем любые другие страны, что также поддерживало национальные кинематографии. О них и речь.

Что касается Греции, то ей в советском кинопрокате не очень повезло. С 1956 года (когда вышла мелодрама Йоргоса Дзавелласа "Фальшивая монета") по 1989 год (военная драма "Конец девяти"Христоса Шопахаса) было показано всего лишь около 20 фильмов. Лучше всего было представлено творчество действительно крупнейшего режиссера 60-х годов Михалиса Какоянниса: это драма "Девушка в черном"(1956г.,премия "Золотой Глобус" за лучший иноязычный фильм), затем экранизация трагедии Еврипида "Электра"(1962, премия жюри на МКФ в Канне и номинация на "Оскар"), в которой окончательно сложился коллектив единомышленников автора: оператор Уолтер Лассали, композитор Микис Теодоракис, актриса Ирен Папас, получившая мировое прзнание. Как этот, так и несколько последующих фильмов были сняты в копродукции с США - это прежде всего самый знаменитый греческий фильм "Грек Зорба" (1964, три премии "Оскар"), а затем антивоенный фильм "День,когда всплыла рыба". Во многом внимание к фильмам Какоянниса было обусловлено участием в них Теодоракиса, известного и как левого политика, удостоенного премии Ленинского комсомола(1967) - "за песни мужества и свободы" ,а затем и Международной Ленинской премии(1983). Когда же его музыки в фильмах Какоянниса не стало,то и интерес к ним упал, они перестали попадать в наш прокат, включая и его последнюю работу - экранизацию чеховского "Вишневого сада"(1999) с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли. Из других греческих фильмов в памяти зрителей могли остаться - военная драма "Дети Эллады"(1951, прокат1958г.) Георгоса Зервоса, экранизация трагедии Софокла "Антигона"(1961, прокат 1968) Йоргоса Дзавелласа, музыкальный фильм "Сиртаки"(1967) Георге Скаленакиса и драма о греческих музыкантах "Рембетико"(1983, "Серебряный Медведь" на МКФ в Берлине). Недостаток греческих фильмов в прокате отчасти восполняли проводившиеся время от времени "недели кино" той или иной страны. На одной из них можно было увидеть классику 60-х годов - фильм Никоса Кундуроса "Молодые Афродиты"(1963) и ранний фильм Тео Ангелопулоса "Дни 1936 года"(1972), ни одна работа которого не попала в советский прокат. Его более поздние фильмы показывались в 90-х годах на различных фестивалях - и оказалось, что именно этот режиссер - один из крупнейших художников мирового кино 20-го века.

Хуже всего обстояло дело с Албанией. Причем начиналось все очень хорошо. Видные советские режиссеры - Сергей Юткевич, Юрий Озеров, Илья Копалин - были направлены туда, чтобы в ходе работы над своими фильмами начать обучение национальных кадров. И такие кадры появились В 1958 году режиссер Кристаг Дамо снял первый чисто албанский игровой фильм "Тана", который уже в следующем году вышел в советский прокат. Но он так и остался единственным достоверно известным случаем.  Даже следующий фильм Дамо - документальная "Буря"(1959), снятая вместе с Юрием Озеровым, похоже, не дошла до наших экранов. А затем в стране воцарился режим Энвера Ходжи, который был покруче китайской культурной революции - и кино закончилось. До сего дня нашему зрителю албанский кинематограф практически неизвестен. Другое дело - Болгария. С 1955 года("Герои Сентября" Захари Жандова) по 1991 год было показано около 245 фильмов.  Болгарское кино по разным причинам не выработало "единой тематической линии", характерной для польского, венгерского или чешского кино, здесь не было и своей "новой волны". Даже самые крупные режиссеры работали неровно, перемежая выдающиеся ленты проходными работами. Во многом это было обусловлено и жестким диктатом партийных структур, указывавшим художникам, что можно снимать, а что нельзя. Сценарий фильма Бинки Желязковой "Как молоды мы были" (1961) - о любви двух членов антифашистской организации - был написан писателем Христо Ганевым, который позднее вместе с Валерием Петровым был исключен из Союза писателей и компартии Болгарии за отказ от осуждения А.Солженицына. Поэтому их следующий совместный с Желязковой фильм появился лишь в 1977 году("Бассейн"). Желязкова не шла на компромиссы, поэтому и сняла всего лишь семь фильмов. Д ругой же крупный режиссер Рангел Вылчанов снял за это же время 21 фильм. Среди его лучших фильмов - "Солнце и тень"(1962), антивоенная поэма, снятая почти целиком на пляже с двумя молодыми актерами, причем так, что вызвала восхищение у грандов французской" новой волны".  Значительно позднее Вылчанов снимает "Лакированные ботинки неизвестного солдата"(1979) - автобиографическая сюрреалистическая притча о старой балканской деревне( под влиянием поэтики С.Параджанова) - едва ли не лучший болгарский фильм за всю историю вообще.Но в промежутках между этими фильмами он мог снимать детективы, вроде "Инспектора и ночь"(1963) или "Следователь и лес" (1975), а то и музыкальную комедию вроде "Бегства в Ропотамо"(1973). В 80-е же годы Вылчанов своими фильмами задавал вопросы обществу - "Куда вы едете?"(1986), "А теперь куда?"(1988), да и закончил свою карьеру фильмом "А ныне куда?"(2007), уже не добравшимся до нашего проката. Самые же популярные у нас болгарские фильмы - это "Похититель персиков"(1964) Выло Радева, любовная история на фоне Первой Мировой войны. С него началась популярность у нашего зрителя актрисы Невены Кокановой, которая упрочилась после громкого успеха на МКФ в Москве "Отклонения"(1967) Гриши Островского и Тодора Стоянова. Это и жестокая историческая драма "Козий рог"(1972) Методи Андонова, и фантастическая притча "Барьер"(1979) Христо Христова по повести Павла Вежинова с участием И.Смоктуновского. Характерно, что до этого Христов вместе с Тодором Диновым сняли едва ли не самый необычный для болгарского кино фильм "Иконостас" (1969), сделанный под благотворным влиянием А.Тарковского и в наш прокат не попавший, но затем был вынужден взяться за большое полотно о жизни Георгия Димитрова "Наковальня или молот"(1972). По традиции, начатой "Героями Шипки"(1954) Сергея Васильева, продолжали появляться и совместные советско-болгарские постановки. Наиболее интересные из них - "Первый курьер"(1968) Владимира Янчева, благодаря которому актер Стефан Данаилов, игравший роль революционера Загубанского, стал у нас звездой первой величины. Тогда же был и снят Павлом Любимовым по сценарию Ал.Галича фильм "Бегущая по волнам"(1967) по мотивам повести А.Грина, на съемках которого состоялся роман между исполнителями главных ролей Саввой Хашимовым и Маргаритой Тереховой, в результате чего родилась Анна Терехова. То есть отношения между кинематографистами двух стран были весьма близкие и теплые. Но все это внезапно кончилось в 90-е годы, кода русских в Болгарии кое-кто стал называть окупантами.

Самая мощная кинематография на Балканах - югославская. Но как и Народно-освободительная армия под руководством маршала Тито она меньше других нуждалась в помощи советских благодетелей. Тито и в области культуры стремился проводить независимую политику - и свою кинематографию югославы создавали сами. Поэтому и отношение к югославским фильмам у наших киночиновников было более настороженное, чем к любой остальной продукции стран народной демократии. С 1955 года( когда вышел фильм "Буря" Владимира Погачича) по 1991год ("Балканский шпион" Душана Ковачевича и Божидара Николича) было приобретено для советского проката около 215 фильмов.  В каждой национальной республике была своя киностудия, но многие режиссеры не ограничивались их стенами, а снимали по всей стране, тем более что для крупных проектов студии нередко объединяли усилия. Так, один из видных режиссеров, уроженец Черногории Велько Булайич снимал свои фильмы как в Белграде, так и Загребе, и в Сараево. Он специализировался на военной теме и считался ведущим режиссером направления "партизанского" кино, в котором работали многие постановщики."Козару"(1962) Булайич снимал в Боснии, а самый крупный батальный фильм "Битва на Неретве"(1969, совместно с США, Италией и ФРГ) - в Хорватии. Это был один из самых дорогих проектов югославского кино, прошел по экранам всего мира и получил номинацию на "Оскар"(не в последнюю очередь благодаря участию Юла Бриннера, Орсона Уэллса, Франко Неро и С.Бондарчука). Только недавно после многих лет переговоров было окончательно признано, в том числе и самим Булайичем, что "Битва на Неретве"- хорватский фильм, так как 80% средств было вложено студией "Ядран Фильм". Этот случай наглядно показывает как сложно нынче, а порой и невозможно, определить "национальность" того или иного югославского фильма.

Крупнейшим хорватским режиссером был Ватрослав Мимица, знакомый нашим зрителям по психологической драме "Прометей с острова Вишевице"(1964) и исторической фреске "Крестьянское восстание 1573 года"(1975). Кроме того, вместе с Душаном Вукотичем он считается основателем знаменитой "загребской школы" анимации. Многие югославские режиссеры обучались своему мастерству не в Москве, а в Праге,и не могли не воспринять поэтику чехословацкой "новой волны" с ее вниманием к судьбе простого, "маленького" человека. Поэтому здесь сложилась своя "пражская киношкола" в лице Горана Паскалевича, Срджана Карановича, Райко Грлича, Эмира Кустурицы, Горана Марковича. Кстати, Кустурица - единственный из режиссеров бывшей Югославии, все фильмы которого выходят в российский прокат - боснийский серб из Сараево. Но не так давно он принял православие и крестился в монастыре Савина, что в черногорском городе Герцег-Нови, получив при этом новое имя Неманья - так что теперь и Черногория считает его своим режиссером. Другой крупнейший сербский режиссер и писатель - Пуриша Джорджевич, "один из немногих славянских поэтов экрана", был представлен на наших экранах замечательными фильмами "Утро"(1967, под названием "Приговор приведен в исполнение") и "Велосипедисты"(1970), но его поэтика, восходящая к А.Довженко, осталась уникальным явлением в югославском кино. Гораздо большее распространение здесь получили так называемые "черные фильмы", проникнутые чувством крайней безисходности и пессимизма. Проникали они и в наш прокат - к примеру, партизанская драма "Черные птицы"(1967) Эдуарда Галича из Хорватии или трагедия безработицы в фильме "Солнце чужого неба"(1968) Милутина Козоваца из Боснии.

Однако после встряски "чешской весны" 1968 года во всех странах народной демократии, как и в СССР, усилился партийный контроль, который привел даже в Югославии, самой свободной стране соцлагеря, к гонениям на свободолюбивых и радикальных в своем творчестве художников. Так, ведущий сербский режиссер Александр Петрович, знакомый нашим зрителям по воспоминаниям партизана из фильма "Три"(1965, под названием "Папоротник и огонь"), был увенчан премией Гран-при жюри в Канне за фильм "Скупщики перьев"(1967), но затем поставил фильм с говорящим названием "Скоро будет конец света"(1969,совместно с Францией) и экранизацию "Мастера и Маргариты"(1972,совместно с Италией). Когда же в начале 70-х годов поднялась в Югославии волна критики "модернизма в кино" и "черного кино", преподавательская работа Петровича в Белградской киношколе была поставлена под сомнение и он, будучи уроженцем Парижа, вынужден был туда вернуться.Такой же участи не избежал и такой оригинальный сербский художник как Душан Макавеев, творчество которого развивалось от социальной к политической сатире. В 1971 году он не побоялся снять провокационный памфлет против лицемерных моралистов - фильм "В.Р.- мистерия организма", вызвавший бщественный скандал и запрeщенный как порнографический, а сам режиссер также вынужден был эмигрировать во Францию. Еще одна жертва гонений - уроженец немецкого концлагеря для военнопленных Желимир Жильник, который в фильме "Ранние заботы"(1969) выводит группу молодежи во главе с девушкой по имени Югослава, вдохновленную "Капиталом",стремящихся разбудить совесть в среде рабочих и крестьян - и как эта затея кончилась. А потом он еще снял документальный "Черный фильм"(1971) - и пршлось ему эмигрировать в Германию. Само собой, все эти фильмы не попали в советский прокат.

Зато зеленый свет был дан копродукциям с европейскими студиями. которые охотно снимали свои фильмы в Югославии, начиная с фильмов Джузеппе Де Сантиса "Дороги длиною в год"(1958) и "Они шли за солдатами" (1965) и заканчивая бесконечной серией экранизаций романов Карла Мая про индейца Виннету - сначала совместно с ФРГ, затем с ГДР. В них-то и появился каскадер, а затем актер Гойко Митич, затмивший всех голливудских звезд вместе взятых, тем более, что наш зритель их представлял весьма слабо. Повторилась история с Джордже Марьяновичем, которого зрители услышали в слабом музыкальном фильме "Любовь и мода"(1960, прокат 1963), но ставшего у нас более популярным, чем "Биттлс". Недостатки проката отчасти и здесь восполнялись редкими "кинонеделями" и фестивалями, благодаря которым, в частности, зрители имели возможность познакомиться с мастерами македонского кинематографа - блестящим фильмом Кирила Ценевского "Яд"(1975) и шедевром Милчо Манчевского "Перед дождем"(1994). Один из последних югославских фильмов, вышедших в советский прокат в 1990 году- и добравшихся до экрана - была работа Боро Драшковича "Жизнь прекрасна"(1985), в которой популярные и узнаваемые у нас актеры Любиша Самарджич, Бата Живойинович, Павле Вуйисич, Раде Шербеджия участвовали в этой горькой трагикомедии распада традиционного общества, олицетворявшего распад страны. Остается - искусство. Жизнь прекрасна, пока есть настоящее кино.

--- В.К. ---

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.